TRANSMISSION / РАДИОПЕРЕДАЧА (авторства JOY DIVISION), 1978
Не очень то часто проходят концерты, после которых почти половина посетителей сколачивает музыкальные коллективы, обретающие впоследствии значительную славу. Именно поэтому первая вылазка пионеров британского панк-движения Sex Pistols из столичного Лондона в провинцию на северо-запад в Манчестер считается одним из самых важных концертов в истории рок-музыки. На мероприятии, состоявшемся 4 июня 1976-ого года в клубе Lesser Free Trade Hall, присутствовало всего человек 40-50 публики. Немного, но там были настоящие и будущие участники Buzzcocks (они как раз и организовали выступление "пистолетов"), Joy Division, The Fall, Simply Red, The Smiths, основатели знакового британского музыкального лейбла Factory Records. Почти каждый, кого Sex Pistols на этом концерте убедили, что до рок-сцены совсем не так далеко, как до звёзд на небосклоне, вскоре так или иначе втянулся в музыкальную индустрию. Так, например, уже на следующий день впечатленный концертом на то время 20-летний Питер Хук занял 35 фунтов у матери для покупки бас-гитары. Вместе со своим корешом
Бернардом Самнером, также посетившим выступление Sex Pistols, они образовали костяк группы, чуть позже с присоединением по объявлению в музыкальном магазине вокалиста Йена Кёртиса, получившей название Joy Division. Переименовать группу (на то время именовавшуюся Warsaw) в Joy Division было идеей Йена, подцепившего это название из прочитанной им книги Кэрол Сетински "Кукольный дом", действие которого происходит в годы Второй мировой войны в нацистских концлагерях. Joy Division ("сектор развлечений") в этих концлагерях назывался отдел, где пленных женщин принудительно использовали в качестве секс-рабынь. Вообще, эпатаж публики какими-либо привязками к нацистским персонажам и штукам был довольно распространен на заре зарождения панк-рока. Тот же Сид Вишес (культовый бас-гитарист Sex Pistols) ходил в футболке со свастикой. У Joy Division помимо собственно названия группы что-то такое не раз встречалось. Например, на обложке мини-альбома "A Ideal For Living" 1978-ого года, оформлением которого занимался гитарист Joy Division Бернард Самнер, изображён бьющий в барабан мальчик из гитлерюгенда. Во внутреннем развороте были помещены фотографии немецкого солдата, нацеливающего автомат на ребенка, а Бернард Самнер на обложке назвался Бернардом Альбрехтом. Хотя на прямые вопросы какую-либо симпатию к нацизму / фашизму участники группы категорически отвергали.
Просуществовав всего 3 года (до самоубийства вокалиста Йена Кёртиса в мае 1980-ого) и выпустив только две пластинки ("Unknown Pleasures" и "Closer"), Joy Division с фирменной тёмной лирикой Йена тем не менее сумели стать настоящей иконой альтернативной музыки. Образовавшись на заре панк-бума в Британии, они стали одними из первых в этой связке новых групп, кто делал упор не на ненависть и энергию, а на настроение и экспрессию. Joy Division наряду с Siouxsie and the Banshees и The Cure считаются одними из ведущих коллективов постпанка. "В то время как панк-рок шокировал мир в конце 70-х, — отмечено в онлайн-энциклопедии Allmusic.com, — тихая буря музыки Joy Division, заключённая в сдержанности и эмоциональной силе, оказалась не менее важной для независимой музыки".
"Transmission" - одна из наиболее известных песен Joy Division. Как вспоминает басист группы Питер Хук: "Мы настраивали звук в клубе Mayflower и играли 'Transmission', все, кто был в клубе, вдруг остановились и стали слушать. Я удивился: что с ними? И только тогда я понял, что это была наша первая по-настоящему классная песня". Первоначально композиция "Transmission" была записана в 1978-ом для планировавшегося дебютного альбома, но группа осталась недовольна результатом этой сессии (и в особенности пост-продакшеном от RCA Records), и выпуск пластинки был забракован. В итоге "Transmission" не вошла ни в один из двух альбомов Joy Division, и была выпущена после перезаписи с ускоренным ритмом в качестве дебютного сингла группы в октябре 1979-ого на манчестерском лейбле Factory Records. Сейчас это классика альтернативной музыки.
P.S. В 2007-ом на экраны вышел чёрно-белый фильм "Контроль" режиссера Антона Корбейна о Йене Кёртисе и Joy Division. Он снят по мемуарам вдовы музыканта
Деборы Кёртис "Touching From A Distance" ("Прикасаясь на расстоянии"), опубликованным в 1995 году. "Touching From A Distance" - это как раз строчка из песни "Transmission". Фильм, кстати, интересный и атмосферный. Правда, он даёт видение именно со стороны жены Йена Кёртиса. А это, пожалуй, не самое интересное, что можно было бы показать про Joy Division.
P.P.S. Одна из важных фишек Joy Division - кураж, которым заражал своими движениями и танцами вокалист группы Йен Кёртис. И здесь всё не так просто. Йен страдал эпилепсией. И случалось, что припадки заставали его прямо на сцене. Зрители при этом воспринимали это, как задумку и часть сценического действия.
Йен какое-то время работал в бюро по трудоустройству. Однажды к нему на работу пришла девушка, и её прямо там охватил эпилептический припадок. Потом через какое-то время Йен получил известие, что эта девушка умерла. Лирика в песне Joy Division "She's Lost Control" ("Она потеряла контроль") как раз об этой истории.
-----------------------------------
TRANSMISSION
Radio, live transmission
Radio, live transmission
Listen to the silence, let it ring on
Eyes, dark grey lenses frightened of the sun
We would have a fine time living in the night
Left to blind destruction, waiting for our sight
We would go on as though nothing was wrong
Hide from these days, we remained all alone
Staying in the same place, just staying out the time
Touching from a distance, further all the time
Dance, dance, dance, dance, dance, to the radio
Dance, dance, dance, dance, dance, to the radio
Dance, dance, dance, dance, dance, to the radio
Dance, dance, dance, dance, dance, to the radio
Well I could call out when the going gets tough
The things that we've learnt are no longer enough
No language, just sound, that's all we need know
To synchronize love to the beat of the show
And we could dance
Dance, dance, dance, dance, dance, to the radio
Dance, dance, dance, dance, dance, to the radio
Dance, dance, dance, dance, dance, to the radio
Dance, dance, dance, dance, dance, to the radio
-----------------------------------
РАДИОПЕРЕДАЧА
Радио, прямая передача сигнала
Радио, прямая передача сигнала
Слушай тишину, позволь ей звенеть.
Глаза, тёмно-серые линзы, избегающие солнца.
Мы бы отлично проводили время в вечной ночи.
Оставленные слепому разрушению, в ожидании прозрения.
Мы бы продолжали, даже если бы всё было не так, как надо.
Не вспоминая те дни, мы остались совсем одни.
Оставаясь в том же месте, но оставаясь вне времени.
Касаясь на расстояния, всё более отдаляясь.
Танцевать, танцевать, танцевать, танцевать, танцевать под радио.
Танцевать, танцевать, танцевать, танцевать, танцевать под радио.
Танцевать, танцевать, танцевать, танцевать, танцевать под радио.
Танцевать, танцевать, танцевать, танцевать, танцевать под радио.
Да, я могу закричать, когда идти становится невыносимо.
Того, чему мы учились, больше не достаточно.
Слова не нужны, только звуки — вот всё, что нам нужно знать,
Чтобы подстроить любовь под ритм шоу.
Мы бы могли танцевать ...
Танцевать, танцевать, танцевать, танцевать, танцевать под радио.
Танцевать, танцевать, танцевать, танцевать, танцевать под радио.
Танцевать, танцевать, танцевать, танцевать, танцевать под радио.
Танцевать, танцевать, танцевать, танцевать, танцевать под радио.